FAQ по обязательной маркировке обуви: Всё то, что вы не знали и боялись спросить
Мы собрали самые популярные вопросы по обязательной маркировке товаров и постарались на них ответить.
Когда стартует обязательная маркировка обуви?
Обязательная маркировка обуви стартует с 1 июля 2019 года.
После 1 июля 2019 года будет продаваться только промаркированная обувь?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в сроках и этапах маркировки обуви. С 1 июля по 1 октября 2019 года все участники обувного рынка будут должны зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак» (для всех участников — обзавестись электронной подписью), производители и импортёры — сформировать заявки на получение доступа к оборудованию для регистрации выпуска марок.
С 1 октября 2019 года по 1 февраля 2020 года производители, импортёры должны получить оборудование (регистраторы эмиссий), а все участники цепочки — промаркировать свои остатки обуви. С 1 февраля 2020 года будет запрещено продавать непромаркированную обувь.
Кого затронет маркировка?
Производителей, продавцов и дистрибуторов обуви. Последних — потому, что на территорию РФ обувь, произведённая за рубежом, должна будет поступать уже промаркированной (ещё до пересечения таможни). Поскольку не все небольшие зарубежные производители обуви будут готовы сразу соответствовать требованиям маркировки, на первых порах эту обязанность возьмут на себя дистрибуторы (импортёры).
Отменят ли маркировку обуви?
Точно нет. Более того, к 2024 году планируется, что в России будут продавать только маркированные товары.
Какая обувь подлежит маркировке?
Дело ясное, что дело тёмное. Конкретного списка товаров не существует, предоставлен только перечень по ОКПД2 (15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12) и ТН ВЭД (6401, 6402, 6403, 6404, 6405).
Но лыжные ботинки маркировать придётся?
Ну куда же без них? Код 32.30.12.
Кто отвечает за организацию маркировки обуви?
Проект курируют и контролируют оператор Центра Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), Министерства финансов, цифрового развития, промышленности и торговли, налоговая, Роспотребнадзор, ФТС и ФСБ.
Почему для маркировки обуви были выбраны именно коды DataMatrix?
По сравнению с теми же RFID метками, DataMatrix коды стоят значительно дешевле. Они могут быть распознаны даже при частичном повреждении. DataMatrix коды хранят в себе большой объём информации, но при этом занимают мало места на упаковке.
Из чего состоит код DataMatrix?
Код DataMatrix состоит из:
- кода идентификации, определяющего позицию товара в системе маркировки едином каталоге товаров (GTIN, который выдаёт компания GS1);
- индивидуального серийного номера и крипто-хвоста, защищающего от подделок. Его генерирует специальный оператор системы, который должен быть установлен для каждого юрлица;
- распознавателя товара — первые 4 символа кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. С его помощью система узнаёт, какой именно товар был промаркирован;
- «электронной подписи», используемой для контроля выбытия товара при продаже с применением онлайн-кассы — на этикетке будет напечатан 31 знак. При проблемах со считыванием на кассе продавец может ввести его вручную.
Как происходит процесс маркировки и отслеживания?
- Производитель обуви направляет оператору ЦРПТ запрос о создании идентификатора;
- тот генерирует уникальный криптозащищенный код и передаёт производителю;
- производитель распечатывает этот код в виде DataMatrix и наносит его на упаковку обуви;
- при импорте товара, его продаже, перемещении и даже списании код DataMatrix сканируют;
- все эти сведения аккумулируются в информационной базе ЦРПТ;
- коды выводятся из оборота после того, как обувь продаётся конечным потребителям.
Марки можно использовать многократно?
Каждый товар должен быть промаркирован, а марка уникальна. Она может быть напечатана и использована только один раз (исключение — возврат товара покупателем).
Что будет, если покупатель вернёт товар?
Если покупатель возвращает товар, то продавец должен будет его перемаркировать самостоятельно при повреждении марки. Лишь после этого обувь вернётся в оборот.
Как вывести из оборота спецобувь, которую компания купила для себя?
Если компания приобретает спецобувь без цели потом перепродать, то ей нужно ознакомиться с пунктами 65 и 66 «Методических рекомендаций для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405, в Российской Федерации», и отправить в систему маркировки указанные в них данные.
Что делать с остатками при маркировке обуви?
Остатки должны быть промаркированы до 1 февраля 2020 года. Причём, что с 1 октября 2019 года по 1 февраля 2020 года остатки могут быть промаркированы упрощёнными кодами. На сайте ЦРПТ говорится о том, что такую обувь ритейлеры должны будут продать в течение двух лет с момента ввода продукции в оборот.
Упрощённые коды компании могут получить с 1 июля по 1 октября 2019 года. Для этого не понадобится регистратор эмиссий — их можно получить в личном кабинете в самой системе. Как только производитель получит регистратор эмиссий, он должен будет с его помощью маркировать товары.
А рынки закон о маркировке обуви тоже затронет?
И рынки тоже. В соответствии с пунктом 62 упомянутых в предыдущем ответе методических рекомендаций, им нужно передать данные в систему маркировки в течении 3 дней с момента продажи. Как именно — пока неизвестно, законотворцы только прорабатывают этот вопрос.
А покупателям тоже придётся что-то делать?
Если вы просто купили себе, например, кроссовки, то нет. Код маркировки списался в момент оформления продажи на кассе. Но вот если вы в дальнейшем планируете перепродать эту пару, то автоматически попадаете под действие закона о маркировке, и формально вам нужно промаркировать кроссовки и ввести их в оборот. Другое дело, получится ли это сделать. Изначально планировалось создание центров этикирования и маркировки, в которые могли бы обращаться небольшие ритейлеры, у которых нет собственных мощностей и оборудования для маркировки товаров. Однако впоследствии стало понятно, что услуги таких компаний будут совсем недешёвые. Поэтому создадут такие центры или нет — пока неизвестно.
Что будет, если производить или продавать немаркированную обувь?
Наказания за нарушения производства и продажи немаркированной обуви регламентирует ст. 15.12 КоАП РФ.
За производство немаркированной обуви должностные лица получат штраф от 5 до 10 тысяч рублей, юридические лица — от 50 до 100 тысяч рублей. В обоих случаях с конфискацией предметов нарушения.
За продажу немаркированной обуви, её перевозку и хранение ИП получает штраф от 2 до 4 тысяч рублей, должностные лица — от 5 до 10 тысяч рублей, юридические лица — от 50 до 300 тысяч рублей. Во всех случаях обувь конфискуется.
Если речь идёт о крупном нарушении — стоимость всей партии превышает 1,5 млн рублей (в соответствии со ст. 169 УК РФ крупный или особо крупный размер), то наступает уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ.
Как подготовиться магазинам обуви к маркировке?
Во-первых, зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак». Во-вторых, заранее убедиться, что кассовое ПО и торговое оборудование умеют работать с кодами DataMatrix. И в случае необходимости заменить устройства (например, одномерные сканеры штрихкодов на двумерные), докупить недостающие (например, принтеры этикеток для перемаркировки товаров, терминалы сбора данных с софтом для склада и приёмки товара) и установить софт для создания и печати этикеток (мы рекомендуем BarTender). Как показала наша практика, это тоже не самый простой этап, поскольку далеко не все сканеры корректно считывают DataMatrix.
Если говорить подробнее о кассовом ПО, то его модернизация необходима, чтобы софт научился воспринимать коды DataMatrix и отправлять считанные данные в ККТ, которая, в свою очередь, направит их в ОФД и запишет в фискальном накопителе. Например, мы эти работы уже выполнили, и кассовое ПО «Профи-Т» соответствует требованиям обязательной маркировки товаров.
Со сканерами действительно всё так плохо?
Как показало исследование «Левада-Центр», 38% магазинов оснащены 2D-сканерами, 17% используют одномерные. В 41% магазинов и вовсе не используют никакие сканеры.
Опрос участников обувного рынка, проведённый специалистами «Пилота», показал, что у 66,7% респондентов торговое оборудование не готово к старту маркировки обуви. Большинство опрошенных (среди них ритейлеры и дистрибуторы) сообщили о необходимости замены одномерных на двумерные сканеры.
А какие ещё затраты понадобятся?
Как минимум, потребуются ещё и расходные материалы (те же этикетки для принтеров):
- для маркировки подойдёт только термотрансферный тип печати обеспечивающий длительное хранение этикетки;
- тип носителя самоклеящееся бумага или плёнка, бумажные этикетки, лента, бирки;
- дополнительно риббон для печати.
По нашим подсчётам, на 10 000 пар обуви потребуется купить расходных материалов порядка 6000 рублей, что естественно скажется на конечной цене обуви для покупателей.
Какие особенности маркировки есть для производителей и импортёров обуви?
Производителям и импортёрам обуви нужно будет получить GTIN на каждую поставляемую модель.
Сколько времени занимает оформление заказа на марки из личного кабинета ЦРПТ?
Возьмём для примера небольшую компанию, которая производит порядка 500 пар обуви в день (на каждую из них нужен отдельный GTIN). Чтобы оформить заказ на получение в личном кабинете ЦРПТ марок для 500 GTIN, потребуется 2 сотрудников. Они будут заниматься этим процессом в течение всего рабочего дня (8 часов), при этом у них не останется времени даже на обед и права на ошибку. Согласитесь, это нереально и нарушает ТК РФ.
При каждом выпуске сезонной коллекции операция по заказу марок повторяется. Поэтому разумным выглядит решение автоматизировать процесс, но не все это смогут сделать. Например, мы в «Пилоте» разработали утилиту для производителей Easy Label (для автоматизации процесса получения марок из личного кабинета ЦРПТ и их преобразования в корпоративный формат для печати этикетки) и «Сервер Маркировки» (создали для осуществления поштучного учёта (отдельно от ERP) маркированного товара).
А выгрузка данных такая же сложная?
Да, если работать без автоматизации, каждый файл из ЦРПТ с заказами марок нужно вручную скачать. А затем ещё сформировать этикетку в корпоративном стиле и распечатать её.
Как передавать данные производителям?
Если ритейлер заказывает товары у зарубежного производителя, то ему нужно в личном кабинете ЦРПТ получить коды, сформировать из них этикетки в корпоративном стиле и в электронном виде отправить на производство.
Зачем нужен поштучный учёт обуви и что с ним делать?
У производителей, дистрибуторов и ритейлеров информационные системы, отвечающие за производство, хранение и логистику, ведут учёт товаров в разрезе артикулов, количества. При этом они не учитывают движение по конкретной единице товара. Однако введение маркировки подразумевает как раз появление поштучного учёта, так как продукция маркируется уникальными кодами. Поэтому появляется необходимость изменить бизнес-процессы в разрезе учёта каждой пары обуви. Как правило, у ритейлера работают несколько информационных систем. Поэтому у него два пути: либо каждую из них модернизировать для реализации поштучного учёта, либо создавать с нуля ещё одну систему и интегрироваться с ней, чтобы соответствовать требования маркировки. У «Пилота» в качестве такой системы выступает «Сервер Маркировки».
Источник: www.pilot.ru